Кариес и диспансерное наблюдение

VI. Комбинированные или атипичные расщелины верхней губы и неба.

1.
Врожденные расщелины мягкого неба:
скрытая, неполная, полная;

2.
Врожденные расщелины мягкого и твердого
неба: скрытая, неполная,

полная;

Ш.
Врожденные полные расщелины мягкого,
твердого неба и альвеолярного

отростка
(одно- или двусторонние).

В
клинике ка­федры детской челюстно-лицевой
хирургии и хирургической стомато­логии
МГМСУ пользуются следую­щей
клинико-анатомической клас­сификацией
[Колесов А.А., Каспарова Н.Н., 1975].

  1. Врожденная
    скрытая расщели­на верхней губы
    (односторонняя или двусторонняя).

  2. Врожденная
    неполная расще­лина верхней губы:

а) без
деформации кожно-хрящевого отдела носа
(односторонняя
или двусторонняя);

б) с
деформацией кожно-хрящевого отдела
носа (односторонняя
или двусторонняя).

3. Врожденная
полная расщелина верхней губы
(односторонняя или
двусторонняя), при
которой всегда имеется деформация
кожно-хрящевого отдела носа.

Рекомендация


Студентам

Вы можете использовать данную статью как часть или основу своего реферата или даже дипломной работы или своего сайта

Просто перейдите по ссылке ниже, редактируйте статью, все картинки тоже доступны, все бесплатно

Вот ссылка — Редактировать статью?!

Сохраните результат в MS Word формате, делитесь с друзьями, спасибо :)


IV. Врожденные расщелины альвеолярного отростка и переднего отдела

твердого
неба (обычно в сочетании с расщелиной
верхней губы), одно- или

двусторонние.

1.
Расщепление (явное или скрытое) верхней
губы.

2.
Укорочение верхней губы.

3.
Деформация кожно-хрящевого отдела носа.

Скрытая
расщелина
верхней губы характеризуется тем, что
нет нарушения целостности кожного
покрова губы. Сбоку от фильтрума имеется
вертикальное вдавление кожи, под которым
определяется расщепление круговой
мышцы рта. Дефект особенно заметен при
функциональной нагрузке (плач, улыбка,
разговор и т.д.).

Неполная
расщелина
характеризуется наличием расщепления
верхней губы, не достигающим нижнего
отдела наружного носового отверстия
(ноздри). Губа не срастается только в
нижних ее отделах, а у основания носа
имеется правильно развитый участок
тканей («мостик»). При данной патологии
может быть деформация носа.

При
полной изолированной расщелине
верхней губы наблюдается расщепление
тканей верхней губы на всем протяжении
— от красной каймы до нижнего носового
хода. При этом всегда имеется деформация
кожно-хрящевого отдела носа. При
односторонней расщелине верхней губы
имеется уплощение и растяжение крыла
носа на больной стороне.

Кончик носа
смещен в больную сторону, ноздря на этой
стороне широкая, а перегородка носа
выгнута в здоровую сторону. При
двусторонней полной расщелине верхней
губы последняя расщеплена справа и
слева от фильтрума. Срединная часть
губы укорочена. Перегородка носа короткая
и за счет этого кончик носа уплощен и
подтянут к верхней губе. Оба крыла носа
растянуты и уплощены так, что нос имеет
«негроидную» форму.

1)
наличие расщелины неба;

Кариес и диспансерное наблюдение

2)
укорочение неба с недоразвитием небных
пластинок;

3)
расширение глоточного кольца (ротоглотки).

Клиническая
картина при изолированных врожденных
расщелинах неба зависит в основном от
вида расщелины.

Скрытые
расщелины неба
— это такие расщелины, при которых
врожденный дефект малозаметен. Иногда
заметно вдавление слизистой оболочки
между двумя половинами мягкого неба.
Отмечается несращение костных пластинок
твердого неба. Небо укорочено. Как
правило, нарушений прикуса нет. У ребенка
отмечается открытая гнусавость (носовой
оттенок речи) и расстройство звукообразования
(артикуляции).

Расщелины
мягкого неба
могут быть полными и неполными. Неполные
расщелины не доходят до границы с твердым
небом. При полной расщелине дефект
мягкого неба достигает заднего края
твердого неба и часто сопровождается
скрытым недоразвитием заднего отдела
твердого неба или же скрытой расщелиной
его. Отмечается укорочение неба,
расширение глоточного кольца, недоразвитие
мышц мягкого неба. Прикус чаще всего не
нарушен.

При
полной
расщелине мягкого и твердого неба
отмечается расщепление неба до резцового
отверстия. Основание сошника лежит
свободно, не соединяясь с небными
пластинками. Хорошо видны носовые
раковины. Слизистая их обычно
гипертрофирована. Небные пластинки
недоразвиты. Мягкое небо укорочено.
Глоточное кольцо расширено. Возможно
врожденное недоразвитие всех отделов
верхней челюсти.

При
односторонних
сквозных расщелинах верхней губы и неба
клинически определяется полная расщелина
верхней губы с деформацией кожно-хрящевого
отдела носа, далее расщелина альвеолярного
отростка верхней челюсти (обычно в
области второго резца), а также расщелина
твердого неба с одной стороны и полная
расщелина мягкого неба. Помимо этого
имеется типичная деформация альвеолярного
отростка верхней челюсти за счет смещения
малого фрагмента к средней линии и
кзади.

При
двусторонних
сквозных расщелинах верхней губы и неба
имеется полная двусторонняя расщелина
верхней губы с типичной деформацией
носа, двусторонняя расщелина альвеолярного
отростка верхней челюсти со смещением
межчелюстной кости кпереди, полная
двусторонняя расщелина твердого неба
и полная расщелина мягкого неба. При
этом основание сошника с двух сторон
не срастается с небными отростками
верхней челюсти.

При
врожденных расщелинах верхней губы и
неба нарушается функция дыхания. При
ротовом дыхании вся масса непрогретого
воздуха попадает в дыхательные пути
ребенка, что вызывает в них ряд
патологических изменений. У детей
возникают катары ВДП, евстахииты,
бронхиты, фарингиты, назофарингиты и
др.

С
первых дней жизни ребенка с расщелиной
губы и неба нарушается функция сосания
из-за негерметичности полости рта. Это
является основной причиной снижения
физического развития ребенка, приводит
к развитию у детей рахита и др. заболеваний.

Функция
глотания у этих детей нарушается из-за
отсутствия герметичности в полости рта
и сообщения полости рта и полости носа.
При этом пища во время глотания
забрасывается в полость носа и развитием
хронического назофарингита, а также
может аспирироваться с развитием
воспаления в дыхательных путях и легких.

Нарушение
функции речи у детей обусловлено
отсутствием небно-глоточного клапана,
сообщения полости рта и носа. Речь у
этих детей тихая, невнятная и гнусавая.
Снижение слуха у детей этой группы
происходит из-за воспаления среднего
уха (75% детей), которое возникает после
назофарингита и евстахиита. Снижение
слуха неблагоприятно влияет на функцию
речи.

Нарушение
функции жевания наиболее всего выражено
при сквозных расщелинах губы и неба
когда имеются аномалии зубов, зубных
рядов и прикуса.

Вторичные
функциональные изменения проявляются
с возрастом ребенка и проявляются в
изменениях психического состояния
ребенка, снижении иммунитета вследствие
развития частых сопутствующих
воспалительных процессов носоглотки,
трахеи, бронхах, желудочно-кишечном
тракте, среднем ухе и т.д.

Способы
вскармливания новорожденного с расщелиной
губы зависят от степени выраженности
анатомических нарушений. Новорожденные
с изолированной расщелиной губы могут
и должны сосать грудь матери. При скрытых
и неполных расщелинах ребенок сосет
грудь, прижимая сосок к нормально
развитому альвеолярному отростку,
компенсируя неполноценность мышц губы
активным включением языка в акт сосания.

Дети
со скрытыми расщелинами неба могут и
должны сосать грудь матери.
Дети с
изолированными неполными расщелинами
мягкого и твердого неба в большинстве
случаев также могут сосать грудь матери.
Для предупреждения попадания пищи в
дыхательные пути в момент кормления
ребенка следует держать в вертикальном
или полувертикальном положении.

При
полной или сквозной расщелине неба
ребенок часто не может сосать грудь
матери без специальных приспособлений
(обтураторов). Для этого используют
эластический обтуратор, выкроенный из
медицинской клеенки, резиновый баллончик,
изготовленный из пальца хирургической
перчатки. Ребенка можно кормить из
большой эластической соски или соски
с «лепестком» (вариант «соска в соске»).
В случае неудачи ребенка можно кормить
из ложечки или пипетки в полу- или
вертикальном положении.

Сложный
комплекс анатомических нарушений у
детей с расщелиной неба ведет к нарушению
функций речи. Речь у них тихая, невнятная,
гнусавая, картавая и т.д. У этих детей
нарушено звукопроизношение многих
звуков. Поэтому лечение у логопеда
абсолютно необходимо, как этап комплексного
лечения детей с расщелиной губы и неба.

Курс занятий с логопедом делят на
дооперационный и послеоперационный.
Начинать исправление речи у детей
необходимо с раннего детского возраста
(1-2 лет и не позднее 2,5 лет) и заканчивать
только после нормализации функции речи.
У детей с врожденными расщелинами губы
и неба имеются аномалии со стороны
зубов, зубных рядов и прикуса, степень
выраженности которых зависит от вида
расщелины.

1.
Создание условий для оптимального
вскармливания ребенка в период
новорожденности и в грудном возрасте.

2.
Нормализация формы и размеров альвеолярного
отростка и зубной дуги верхний челюсти
в сагиттальной, трансверзальной и
вертикальной плоскостях как до, так и
после операций на верхней губе и небе.

3.
Устранений врожденного недоразвития
верхней челюсти как до, так и после
операции на губе и небе.

4.
Изготовление ортодонтических аппаратов,
обеспечивающих оптимальные условия
для заживления ран и формирования тканей
в послеоперационном периоде.

5.
Контроль за ростом верхней челюсти и
обеспечения формирования ортогнатического
прикуса в процессе роста верхней челюсти
и лицевого скелета после хейло- и
уранопластики.

6.
Устранение аномалий со стороны отдельных
зубов.

7.
Предупреждения развития вторичных
деформаций нижней челюсти и нижнего
зубного ряда.

8.
Зубопротезирование по функциональным
и эстетическим показаниям.

Для
разрешения вопросов медицинской
реабилитации детей с врожденными
расщелинами губы и неба создаются
региональные лечебно-консультативные
центры по лечению и реабилитации этих
детей.

1.
Учет всех детей с врожденными расщелинами
губы и неба в данном регионе.

2.
Оказание консультативной и профилактической
помощи всем нуждающимся.

3.
Своевременное и эффективное хирургическое
лечение этих детей.

3.
Ортодонтическое лечение детей с целью
исправления имеющихся аномалий зубов
и предотвращение вторичных деформаций
зубочелюстной системы.

4.
Нормализация у ребенка функции речи и
других функций, нарушенных в результате
заболевания.

5.
Обеспечение нормального общего
физического, психического развития
ребенка в целом.

Диспансеризация детского населения у стоматолога

  • Популяционный

  • Групповой

  • Индивидуальный

Диспансеризация детей у стоматолога — метод стоматологического обслуживания детского населения, направленный на повышение уровня здоровья ребенка. Основные задачи диспансеризации:—контроль развития челюстно-лицевой области ребенка;—первичная профилактика стоматологических заболеваний;—выявление и лечение ранних стадий заболеваний органов и тканей полости рта (вторичная профилактика, санация);

—реабилитация детей с врожденной и приобретенной патологией челюстно-лицевой области.По сравнению с другими методами организации стоматологической помощи детям (плановой санацией полости рта, санацией по обращаемости) система диспансеризации детей имеет существенные преимущества:—улучшение стоматологического здоровья населения;

—удешевление стоматологического обслуживания с помощью расширения фрагмента профилактики и увеличения количества здоровых детей;—уменьшение психологического напряжения врача при работе с детьми и облегчение работы путем уменьшения трудоемких манипуляций;—изменение содержания работы с детьми в сторону легкопереносимых и безболезненных манипуляций, что улучшает эмоциональное состояние пациентов и их родителей, препятствует появлению детей с паническим страхом перед стоматологом, формирует адекватное отношение населения к стоматологической помощи, снижает общий уровень стоматофобии в обществе.

Сдерживающие факторы внедрения диспансеризации детского населения — кадровая необеспеченность (недостаточное количество детских стоматологов и гигиенистов стоматологических), недостаточность материально-технического обеспечения и финансирования службы детской стоматологии фондами ОМС и местными бюджетами.

Диспансеризация предусматривает динамическое наблюдение за ребенком с индивидуальной частотой посещений врача, индивидуальными профилактическими и лечебными мероприятиями, обусловленными состоянием здоровья пациента. Организация диспансеризации детского населения включает несколько этапов:—подготовительный — обучение персонала, подготовка документации, изучение эпидемиологической обстановки (содержание фторида в питьевой воде, привычки питания и ухода за полостью рта детей и др.

) и другие организационные мероприятия;—начальный — первичное обследование детей, проведение необходимых профилактических мероприятий, лечение выявленной патологии, определение диспансерной группы и составление индивидуальных планов (программ) лечебно-профилактических мероприятий для каждого ребенка;

—основной — диспансеризация детей в соответствии с индивидуальными программами;—этап оценки эффективности диспансеризации — ежегодная корректировка индивидуальных программ диспансеризации детей на основании полученных результатов.При составлении индивидуальных планов (программ) диспансеризации детей используют три основных блока.

•Информационно-обучающий блок.—Беседа с родителями и детьми: санитарное просвещение по вопросам профилактики и лечения стоматологических заболеваний, рекомендации по устранению выявленных факторов риска развития стоматологических заболеваний, мотивация к выполнению назначений стоматолога и др.—Обучение детей и родителей методике чистки зубов, флоссинга и др.

—Обучение методике контроля гигиены полости рта.—Обеспечение родителей и детей памятками, буклетами, книгами и другими индивидуально ориентированными информационно-наглядными материалами.•Медико-профилактический блок — медицинские методы индивидуальной профилактики, выполняемые детским стоматологом, гигиенистом стоматологическим или родителями (по назначению стоматолога).

—Назначение средств эндогенной профилактики кариеса (системных фторидов, препаратов кальция и др.).—Проведение экзогенной профилактики кариеса (локальные фториды, кальций-фосфатные препараты, герметизация фиссур и др.).—Профессиональная чистка зубов.—Сошлифовывание нестершихся бугров временных моляров, миогимнастика и другие меры профилактики зубочелюстных аномалий (ЗЧА).

ПЕРСОНАЛ И ДОКУМЕНТАЦИЯДиспансеризацию детей осуществляет детский стоматолог совместно со стоматологическим гигиенистом. Детский стоматолог проводит обследование детей, лечит выявленную патологию, составляет индивидуальные программы лечебно-профилактических мероприятий, направляет детей к другим специалистам, оценивает эффективность диспансеризации детей, руководит работой гигиениста.

Гигиенист проводит гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей, выполняет профилактические процедуры, ведет документацию. В контрольной карте диспансерного наблюдения (форма № 30) записывают группу диспансеризации ребенка, дату повторного приема. Все сведения о состоянии ребенка, запланированных и выполненных лечебно-профилактических мероприятиях вносят в амбулаторную карту (форма № 43) или в санационную карту (форма № 267).

ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ДО 3 ЛЕТ)Диспансеризацию детей раннего возраста целесообразно проводить в стоматологическом кабинете детской соматической поликлиники. Возможно сочетание осмотров и профилактических мероприятий в комнате здорового ребенка соматической поликлиники с направлением детей (по показаниям) на лечение в стоматологическую поликлинику.

Негосударственные стоматологические учреждения также могут проводить диспансеризацию обратившихся к ним пациентов раннего возраста. Результаты диспансеризации детей раннего возраста зависят от комплаентности родителей — способности к выполнению рекомендаций и назначений врача. Повышение мотивации родителей к профилактике и лечению заболеваний органов и тканей полости рта ребенка — важное направление работы детского стоматолога и гигиениста стоматологического при проведении диспансеризации детей раннего возраста.

Желательно, чтобы первый стоматологический осмотр ребенок прошел в возрасте до 6 мес. При первом осмотре проводят обследование ребенка, оценивают рост и развитие челюстно-лицевой области, выявляют факторы риска развития основных стоматологических заболеваний (табл. 2-1). Ориентируются преимущественно на данные опроса родителей и стоматологического осмотра ребенка, так как проводить специальные прогностические тесты у детей раннего возраста трудно.

ДИСПАНСЕРНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТАРодителям детей I группы дают общие рекомендации по профилактике кариеса зубов, ЗЧА, травматических повреждений челюстно-лицевой области (целесообразно использовать памятки для родителей). Ограничение сладкого, достаточное количество твердой пищи, тщательная гигиена полости рта — основные рекомендации для этой группы.

Не менее важна мотивация родителей к выполнению рекомендаций стоматолога. Повторно осматривают детей в возрасте 12 мес, затем — после прорезывания первых моляров (в возрасте 14–18 мес) и вторых моляров (в возрасте 20–30 мес), в дальнейшем — через 6 мес. При каждом повторном осмотре ребенка вновь оценивают риск развития кариеса зубов и ЗЧА (см. табл. 2-1).

Выявление факторов риска или начальных стадий стоматологических заболеваний обосновывает перевод ребенка во II или в III диспансерную группу соответственно.Детей II группы осматривают каждые 6 мес. Всем детям независимо от вида и количества факторов риска проводят местное фторирование зубов, герметизацию фиссур временных моляров, профессиональную гигиену полости рта, рекомендуют применять детские фторидные зубные пасты (содержание фторида — 500 ppm).

Детям с риском развития кариеса дополнительно назначают системные фториды, по показаниям — препараты кальция и фосфатов, витамины группы B, D, A, C. Помимо общих рекомендаций, родителям дают конкретные советы по устранению выявленных именно у их ребенка факторов риска развития кариеса зубов и ЗЧА (оптимизация питания и гигиены полости рта ребенка, назначение фторидных зубных паст, устранение вредных привычек, массаж и миогимнастика, по показаниям — консультация педиатра, ортодонта и т.д.).

Родителей учат проводить осмотр зубов ребенка, оценивать их состояние и обращаться к врачу сразу после выявления на зубах белых пятен и других изменений. Заранее подготовленные памятки, буклеты и другие раздаточные материалы позволяют упростить и повысить эффективность просвещения и обучения родителей.

Во время повторных обследований определяют комплаентность родителей, степень выполнения рекомендаций стоматолога. Если необходимо, повторяют обучение, направленное на повышение мотивации родителей к профилактике основных заболеваний полости рта у ребенка, увеличивают частоту профилактических мероприятий.

Например, если не удается обеспечить полноценный гигиенический уход за зубами ребенка, то можно каждый месяц проводить профессиональную гигиену полости рта и фторирование зубов. При выявлении начальных признаков стоматологических заболеваний ребенка переводят в III группу.Для детей III группы требуется комплекс лечебно-профилактических мероприятий.

Дети этой группы имеют не только определенную стоматологическую патологию, но и различные факторы риска и действующие причины развития заболеваний органов и тканей полости рта, поэтому для них одинаково важны лечебно-реабилитационные и профилактические мероприятия. В этой группе проводят санитарно-гигиеническое просвещение родителей по вопросам питания и ухода за полостью рта детей, устранения выявленных факторов риска, мотивируют родителей к выполнению рекомендаций врача.

В связи с повышенной восприимчивостью к кариесу всем детям (независимо от основного заболевания) назначают детские фторидные зубные пасты, профессиональную гигиену полости рта, локальное фторирование зубов, запечатывание фиссур временных моляров, эндогенные фториды, по показаниям — препараты кальция и фосфатов, витамины группы B, D, A, C.

Повторные осмотры детей и профилактические мероприятия проводят каждые 3 мес, детям с кариесом зубов и тяжелыми пороками развития твердых тканей зубов — каждые 1–2 мес. При каждом посещении стоматолог осуществляет детям необходимое лечение заболеваний зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта, корректирует план профилактической помощи.

Детей с врожденной патологией (расщелиной губы, неба) направляют на лечение в специализированные центры, детей с зубочелюстными аномалиями и деформациями, нуждающихся в профилактическом протезировании, направляют на лечение к врачу-ортодонту.Эффективность диспансеризации детей раннего возраста оценивают по результатам обследования детей в возрасте 36 мес (3 лет).

Главный критерий эффективности — количество детей со здоровой полостью рта. Признак хорошо организованной диспансеризации — ежегодное снижение распространенности и интенсивности кариеса временных зубов, распространенности ЗЧА, потребности в санации полости рта, увеличение количества детей в I и II группе, уменьшение количества детей в III группе.

3. Выбор методов и средств профилактики

Выбор
специфических методов профилактики
стоматологических заболеваний зависит
от поставленных целей и задач.

В
этом процессе должны участвовать не
только стоматологи, но и представители
всех медицинских служб и администрации
региона.

– распространенность
и интенсивность стоматологических
заболеваний;

– состояние
медицинской и стоматологической служб;

– обеспечение
персоналом, которые будут участвовать
в выполнении программ профилактики;

– финансирование;

– состояние
общего здоровья населения;

– привычки
питания (частое, многократное употребление
углеводов);

– химический
состав питьевой воды.

Оценку
эффективности программы можно провести
на любой стадии выполнения программы,
сравнивая запланированные цели и
полученные результаты. Для оценки
используют те же индексы и критерии,
которые применяли для исходного
обследования населения.

Оценка
эффективности внедрения программы по
профилактике основных стоматологических
заболеваний должна планироваться на
этапах ее разработки.

Различают
предварительную, промежуточную и
окончательную оценку эффективности
программ профилактики.

1.
о динамике демографических процессов
в регионе

2.
о состоянии окружающей среды

3.
об имеющемся персонале и материальных
ресурсах

4.
о стоматологической заболеваемости
населения

1.
эпидемиологическим стоматологическим
обследованием

2.
ситуационным анализом

3.
диспансеризацией населения

3.
Установите последовательность

1.обеспечение
персоналом

2.ситуационный
анализ

3.внедрение
и оценка эффективности

4.цели
и задачи программы

5.методы
и средства профилактики

6.материальное
и финансовое обеспечение

Этапы
ситуационного анализа

1.выявление
факторов риска ятоматологических
заболеваний

2.изучение
демографических данных

3.логический
анализ полученных данных и их изучение

4.
определение целей и согласование работы

5.проведение
эпидемиологического исследования

6.получение
статистических данных о стоматологическом
персонале, средствах профилактики

7.получение
информации о стоматологической помощи

8.ситуационный
анализ полученных данных

5.
Установите соответствие

1.Популяционный

2.Групповой

3.Индивидуальный

а)проведение
профилактических мероприятий в
определенных группах

б)использование
в программе профилактики методы и
средства необходимых всем детям

в)проводится
непосредственно врачом наблюдающим
ребенка

1.увеличение
% ранее санированных

2.уменьшение
% нуждающихся в санации

3.уменьшение
количества осложненного кариеса на
1000 осмотренных

4.уменьшение
количества удаленных постоянных зубов
на 1000 осмотренных

5.
все

7.Установите
соответствие

Оценка

Значение УСП, %

1.Плохой
а)10-49

2.
Недостаточный
б)80 и выше

3.Удовлетворительный
в)0-9

4.
Хороший г) 50-79

1.внедрение
здорового образа жизни

2.применение
местно и внутрь препаратов кальция,
фтора, фосфора

3.охрануокражающей
среды

4.фторирование
питьевой воды

5.снижениепотребление
углеводов

Ориентировочная
последовательность действий при
внедрении комплексной программы
профилактики

1.учет
климатогеографических факторов, состав
воды

2.проведение
уроков по гигиене полости рта

3.определение
эффективности профилактических
мероприятий
4.определение очередности
детских заведений

5.подготовка
медицинских кадров

6.применение
профилактических средств

7.заключение
договора между органами здравоохранения
и просвещения

8.эпидемиологическое
обследование детей с целью определения
уровня стоматологической заболеваемости

9.проведение
санитарно-просветительной работы с
детьми, родителями и др.

10.
оснащение и подготовка помещений,
материальное обеспечение

11.определение
характера, объема и последовательности
профилактических мероприятий

1.состояние
окружающей среды

2.стоматологический
статус населения различного возраста

3.наличие
персонала и материальных ресурсов

4.
динамику демографических процессов в
регионе

5.
все перечисленное

1.Э.М
Кузьмина Профилактика стоматологических
заболеваний.: Учебное пособие. М., 2001.

2.Сунцов
В.Г., Леонтьев В.К. Стоматологическая
профилактика у детей . — Москва:
мед.книга; н.новгород: изд-во НГМА,
2001.

3.Т.В.
Попруженко. Т.Н. Терехова Профилактика
основных стоматологических заболеваний.

М.: МЕДпресс-информ, 2009

4.Л.А.
Хоменко, А.В. Савичук Профилактика
стоматологических заболеваний. –
Издательство
«Книга плюс», 2010.

5.Алимский
А.В., Бартенева Т.В. Методические
основы проведения эпидемиологических
исследований для планирования
стоматологической помощи детскому
населению // Новое в стоматологии.–1996.-№6.

4. Обучение персонала

Программы
профилактики могут осуществляться
специалистами стоматологической службы
(стоматологами, гигиенистами и
вспомогательным персоналом). К выполнению
программ профилактики необходимо
привлекать и нестоматологический
персонал (школьных педагогов, м с,
воспитателей д с,
родителей).

Необходима
подготовка специальных работников
профилактики – стоматологических
гигиенистов. Это позволит не только
рационально использовать имеющиеся
стоматологические кадры, но и более
эффективно заниматься профилактической
работой, санитарным просвещением
нестоматологического медицинского и
немедицинского персонала и населения.

5. Финансирование

1.
Расходы, связанные с зарплатой персонала
(стоматологические гигиенисты,
вспомогательный персонал, стоматологические
эпидемиологи), включая поощрение
учителей, воспитателей, методистов,
педиатров, которые достигают наибольших
успехов в реализации программы.

2.
Оплата за обучение персонала, участвующего
в разработке программы.

3.
Оплата разработок и тиражирования
санитарно-просветитель-
ских средств
по внедрению программы для персонала,
участвующего в ее реализации.

4.
Затраты, связанные с эпидемиологическим
исследованием, в том числе на командировочные
и транспортные расходы для исследователей,
а также на статистическую обработку и
логический анализ полученных данных.

5.
Затраты, связанные с оплатой оборудования,
инструментов, средств профилактики
кариеса зубов для профессиональной
гигиены полости рта, а также затраты,
необходимые для приобретения рекомендуемых
средств индивидуальной гигиены и
профилактики, включая модели для обучения
населения гигиене полости рта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сайт про здоровые зубы
Adblock detector