Памятка по профилактике кариеса у детей

Разновидности, причины возникновения и развития заболевания

1.
Санитарно-просветительная
работа с будущими матерями по вопросам:

  • значения здоровья
    матери и течения беременности для
    правиль­
    ного
    развития органов полости рта у плода;

  • вредного влияния бесконтрольного
    применения антибиотиков,
    снотворных,
    гормонов, препаратов железа и др.;

  • благоприятной
    роли фтора, кальция, фосфора в
    предупрежде­
    нии
    возникновения кариеса, флюороза,
    зубочелюстных аномалий;

  • необходимости
    обязательного посещения детского
    стоматолога
    в
    первые 6
    месяцев
    жизни ребенка.

2.
Санация
полости рта беременной женщины и обучение
правиль­ной
чистке зубов, подбор зубных паст.

При разработке программы профилактики
необходимо предусмот­реть следующие
разделы:

  • определение
    стоматологических проблем среди
    населения райо­
    на
    (города, области и т.п.);

  • постановка общей
    цели и измеримых (общепринятыми
    критери­
    ями)
    задач программы;

  • выбор методов и средств профилактики;

  • обеспечение персоналом;

  • материальное обеспечение;

  • информационное обеспечение;

  • оценка эффективности программы.

1.1.
Определение
стоматологических проблем

Всемирная организация здравоохранения
рекомендует внедрение проблемно-ориентированных
программ, направленных на разрешение

текущих
или прогнозируемых проблем. Поэтому
первым этапом разра­ботки
(планирования) программы является
определение проблем. Очень
важно не только обнаружить стоматологические
заболевания (например,
кариес зубов), но и изучить их
распространенность и ин­тенсивность,
а также оценить (на основании имеющегося
опыта) ре­альные
возможности предупреждения болезней
(например, есть ли, до­ступны
ли, эффективны ли и т.д.

средства и методы
профилактики ка­риеса).
В результате определения проблем и
анализа ситуации в даль­нейшем возможна
обоснованная постановка измеримых
целей и задач программы и, следовательно,
объективная оценка результативной
про­граммы. Следует иметь в виду, что
если первый этап планирования
иг­норируется,
то управление и оценки программы
невозможны.

В
условиях СССР, где в разных районах
интенсивность кариеса зу­бов
варьирует от низкой до очень высокой
(по классификации ВОЗ) особенно
важна тщательная ориентация программы
профилактики на местных условиях.

По
данным сотрудничающего центра ВОЗ и
публикациям в сто­матологических
изданиях в СССР в настоящее время
наиболее рас­пространенными
стоматологическими заболеваниями
являются кари­ес
зубов средней интенсивности (в среднем
3,4
КПУ
зубов детей 12-летнего возраста) и болезни
пародонта (100%
подростков
и взрослое население).

До
недавнего времени СССР занимал
промежуточное место между низкой
интенсивностью кариеса зубов населения
развивающихся стран Африки,
Азии и высокой интенсивностью кариеса
зубов населения стран Западной Европы.
С середины семидесятых годов положение
резко
меняется: в развивающихся странах,
особенно Латинской Амери­ке,
Среднем Востоке, интенсивность кариеса
зубов нарастает, а в стра­нах
Западной Европы, США, Австралии, Канады,
Японии, скандинавс­ких
странах снижается.

В
ряде городов СССР, где было введено
фторирование питьевой воды (Ленинград,
Москва и др.) наметилась тенденция на
снижение интенсив­ности
кариеса, в то же время в остальных
городах, а также в сельской ме­стности,
особенно в районах Сибири, Дальнего
Востока, прибалтийских республиках,
интенсивность кариеса растет. Таким
образом, в целом про­блема
кариеса зубов населения СССР остается
актуальной.

Сведения
о распространенности и интенсивности
болезней паро­донта
в СССР разноречивы в связи с применением
различных подхо­дов
в диагностике заболеваний. В 1982—1983
г.г.
были проведены ис­следования
с использованием периодонтального
индекса ВОЗ. Была

обнаружена
высокая интенсивность заболеваний
пародонта в Армянс­кой
ССР, Узбекистане, Риге, Москве и Каунасе.

Дословный и точный перевод стоматологического диагноза звучит как «гниение». Кариозную полость называют дуплом. Преимущественным аспектом болезни считается то, что деструктивные процессы возникают не сразу. Так, между начальной и глубокой стадией разрушения проходят от 1 до 1,5 лет.

Поражение эмали происходит вследствие воздействия микробного налета. Факторами, предрасполагающими к образованию болезнетворного слоя, являются:

  • плохая (нерегулярная, нетщательная) гигиена;
  • недостаток в организме химических элементов (кальция, фтора);
  • избыток углеводов (сахаров) в питании.

Первоочередная задача бактерий, находящихся в ротовой полости, заключается в том, чтобы ферментировать остатки пищи. В результате реакций образуются органические кислоты, нарушающие рН баланс.

Каждый этап болезни характеризуется определенной степенью разрушения. На какой стадии легче всего остановить развитие кариеса?

№ п/п

Этап кариеса

Характеристика

1.

Начальный

На поверхности зуба появляются пятна (меловидные, пигментированные).
2.

Поверхностный

Незначительный дефект эмали (трещины).
3.

Средний

Разрушение достигло дентина, возникновение болевых ощущений, реакций на холодную и горячую пищу.
4.

Глубокий

Образование обширной полости (дупла), пульпу покрывает тонкий слой дентина, сопровождается острой болью.

На начальной стадии процесс считается обратимым. Сигналы о надвигающемся заболевании — появление пятен, при правильном уходе за полостью рта, годами могут оставаться без изменений или бесследно исчезнуть. Как остановить начавшийся кариес? По мнению стоматологов, достаточно, во-первых, тщательно чистить зубы дважды в день и, особенно, на ночь. Во-вторых, ограничивать потребление сахаросодержащей продукции.

Введение

Профилактика
стоматологических заболеваний населения
при об­щественной
системе здравоохранения является
общегосударственной задачей
и проводится на национальном,
республиканском, областном и т.п. уровнях
в виде составной части комплексной
программы оздоров­ления
населения. С момента организации
общественного здравоохра­нения
в административном районе, его население
обеспечивается оп­ределенным набором
здравоохраненческих услуг, в том числе
профи­лактикой
и лечением стоматологических заболеваний.

Согласно
законодательству, каждый стоматолог
должен осуществ­лять первичную
профилактику в виде плановых мероприятий,
исполь­зуя
отведенный бюджет рабочего времени
четыре часа в месяц. Эта ра­бота
проводится под непосредственным
контролем администрации профилактических
отделений стоматологических поликлиник.

Практика,
однако, показывает, что стоматологи
заняты лечебной работой
и им не хватает времени для первичной
профилактики. В ито­ге —
интенсивность
стоматологических заболеваний
увеличивается.

Ключом
к решению проблемы, на наш взгляд,
являются рекоменда­ции
Всемирной организации здравоохранения
по использованию не­стоматологического
и немедицинского персонала для
практического осуществления
первичной профилактики стоматологических
заболева­ний. Программа профилактики
в республике, городе, области, районе
разрабатывается
и осуществляется сектором
лечебно-профилактичес­кой
помощи населению под общим руководством
главного педиатра.

учреждения.
Мероприятия по профилактике осуществляются
педиатра­ми, акушерами-гинекологами,
медицинскими сестрами, воспитателями
детских
дошкольных учреждений, учителями школ,
работниками обще­ственных
организаций, родителями. Основная роль
стоматолога при этой
структуре программы состоит в обучении
медицинского и неме­дицинского
персонала методам профилактики,
осуществлении контро­ля
эффективности мероприятий, а также
проведении вторичной профи­лактики
в рамках систематического планового
лечения кариеса зубов и болезней
пародонта на ранних стадиях заболевания.

Мероприятия
по первичной профилактике кариеса зубов
и болез­ней
пародонта основаны на современных
представлениях об этиологии этих
заболеваний. Они включают системное и
местное применение фторида
натрия, ограничение сахара в диете, а
также систематическая чистка зубов с
раннего детского возраста.

Таким образом,
практическая реализация массовой
профилактики стоматологических
заболеваний возможна только лишь через
конкрет­ные
программы, в которых должны быть измеримые
цели профилакти­ки, эффективные
методы, доступные средства, а также
реальное мате­риальное
и кадровое обеспечение.

Недетские проблемы

Первые зубы малыша не зря называются выпадающими. В возрасте 6-7 лет они заменяются на постоянные. Зачатки будущих зубов формируются у корней молочных. Они сдавливают последним корни, нарушают их кровеносное питание. Лишение питательных веществ приводит к гибели молочных. Верхняя часть отслуживших зубов отделяется, их корни постепенно рассасываются.

На месте выпавшего зуба на некоторое время образуется лунка в десне. К 14-ти годам процесс «пересменки» во рту, в основном, заканчивается. Подверженные разрушению, структуры молочных являются очагом распространения бактерий. Зубная смена растет с явными дисфункциями. Состояние молочных зубов определяет дальнейшую стоматологическую ситуацию.

Какие методы позволяют остановить кариес молочных зубов? Соблюдение простых, но эффективных профилактических мероприятий:

  • воздействие на бактерии, образующие зубную бляшку;
  • повышение минерализации зубов;
  • уменьшение воспаления в десне.

Родители должны обеспечить своих чад достойным набором антикариесных средств и контролировать их регулярное применение. При необходимости можно прибегнуть к процедуре профессиональной гигиены ротовой полости, выполняемой стоматологом. Даже при внешнем отсутствии патологических нарушений  у ребенка, рекомендуется 1 раз в полугодие мониторить состояние полости рта. Эмаль может быть повреждена в межзубном пространстве, невидимом невооруженным взглядом взрослых.

Фармакологическая промышленность предлагает разнообразные по составу и формату стоматологические средства для самостоятельного использования:

  • пасты;
  • гели;
  • растворы;
  • настои.

Начинать осуществлять уход за полостью рта, ребенка обучают с раннего возраста. Зубные пасты для детей, у которых происходит смена зубов, должны обязательно содержать химический элемент – фтор, с концентрацией галоген-иона не менее 1000 ррm или 0,1%. Полоскания антисептиками после еды, в том числе и домашнего приготовления на основе травяных сборов, являются дополнением к лечебному эффекту зубной пасты и помогают основательно избавиться от микробов. На стадии поверхностного кариеса использование растворов и настоев в течение месяца, оказывает действенную помощь.

Задаетесь вопросом, как остановить кариес у ребенка? Из проведенного анкетирования школьников кафедрой детской терапевтической стоматологии МГМСУ следует, что меньше половины детей в возрасте 7 лет чистят зубы два раза в день. В этом специалисты видят суть решения проблемы.

Массовой профилактики

детских
дошкольных учреждений и учителей школ
Приложение 2.
Методические
материалы для

акушерско-гинекологической
службы Приложение
3.
Методические
рекомендации для

педиатрической
службы района Приложение
4.
Методические
рекомендации для

стоматологической
службы района Приложение 5.
Санитарно-просветительные
материалы

Москва,
1988
г.

В программу включены следующие методы
профилактики кариеса зубов и болезней
пародонта:

  1. Санитарное
    просвещение (воспитание здорового
    образа жиз­
    ни)
    по профилактике стоматологических
    заболеваний.

  2. Коррекция
    питания детей в отношении частоты и
    количества
    употребления
    Сахаров.

  3. Обучение детей эффективной гигиене
    полости рта.

4.4. Местная
обработка зубов противокариозными
препаратами.
Указанные
методы применяются дифференцировано
в зависимости

от контингента.

Питание определяет состояние зубной эмали

Помимо молочных продуктов животного происхождения, среди которых лидируют творог и сыр, богаты кальцием листовые овощи, зелень, соя, орехи.

Для интенсивной минерализации костной ткани требуются:

  • неметалл фосфор;
  • витамины (группы В, С, D, К);
  • микроэлементы (магний, марганец, медь и цинк).

Молоко содержит почти все перечисленные вещества, кроме витамина D, которого много в рыбьем жире и яичном желтке. Клетчатка и крахмал мешают усвоению кальция, поэтому молочные продукты рекомендуется употреблять отдельно. Для того чтобы остановить развитие кариеса зубов, следует питаться твердой растительной пищей, такой как яблоки, морковь.

Дефекты эмали, от незначительных трещин до глубоких полостей, успешно лечатся в кабинете врача-стоматолога. Очищаются, обрабатываются поврежденные участки эмали и дентина. Используются пломбировочный материал и покрытие, коронки из керамики, фарфора, металлического сплава, золота.

Раздел 7. Материальное обеспечение программы Раздел 8. Оценка эффективности программы 111. Приложения Приложение 1. Методические материалы для воспитателей

Москва,
1988
г.

Представляется
целесообразным внедрение централизованной
ком­пьютерной информационной системы
о стоматологическом статусе на­селения
для оценки эффективности программы
профилактики. На пер­вом
этапе внедрения рекомендуется разработать
и утвердить оценоч­ные
критерии, индексы, терминологию,
приемлемую по всей стране и сравнимую
с международной.

При
небольшом количестве информации ее
обработка может вес­тись
вручную. Стоматологические обследования
населения должны проводиться
по единой методике хорошо подготовленной
эпидемиоло­гической
группой не реже одного раза в 5
лет.

Раздел 7. Материальное обеспечение программы Раздел 8. Оценка эффективности программы 111. Приложения Приложение 1. Методические материалы для воспитателей

Москва,
1988
г.

Оценки
эффективности программ должны
разрабатываться на эта­пе ее
планирования. Для этого задачи программы
стоматологической профилактики должны
быть измеримы (см. раздел 1.2.)
при
условии использования
объективных критериев оценки. С помощью
этих кри­териев оцениваются конечные
результаты программы. Однако, можно
также
планировать оценки «хода программы»
или ее отдельных компо­нентов
(см. схему на стр. 289).

В
стоматологии оценочными критериями
программы профилакти­ки
являются данные стоматологического
статуса населения: интенсив­ность
кариеса (по индексу КПУ), интенсивность
болезней пародонта (индексы КПИ
и
СРІТ)
и
др. Показатель «распространенности»
этих заболеваний
менее информативен, особенно при
исследованиях насе­ления
в районах с высокой интенсивностью
заболеваний.

Ключевыми
возрастными группами для оценки
результатов профи­лактики являются
дети в возрасте 12
и
15
лет.
Проводятся выборочные исследования
по 20—50
детей
в каждом из исследуемых районов.

Эту
работу рекомендуется поручить специальной
группе обучен­ных
эпидемиологов-стоматологов.

Схема
оценок эффективности
программы профилактики
кариеса
зубов и болезней пародонта

Сроки

Контингент

Оцениваемые
явления

Методы

Критерий

Возможные
тенденции

Оценка
эффективности
программы

2
раза
в

беременные

Охват

Статистичес-

%
охвата

менее
50%

неудовлетвори-

год
3
года

женщины,

программой

кий
анализ

50-70%

тельная

Затем
1

дети,

профилакти-

отчетов

более
70%

удовлетворите-

раз
в год

подростки

ки

льная

хорошая

1
раз
в

беременные

Санитарно-ги-

Анкетирова-

Уровни

Без

Недостаточная

год

женщины,

гиенические

ние

знаний

изменений

Положительная

родители,

знания
о

Повышение

подростки

профилактике

1
раз
в

Дети

Гигиена

Определе-

Величина

Без

Используются

год

с
5
лет,

полости
рта

ние
индекса

индекса

изменений

оценочные
кри-

подростки

гигиены

гигиены

Снижение

терии
гигиены

1
раз
в 2

Дети
и

Болезни

Определен-

Величина

Увеличение

Используются

года

подростки

пародонта

ие
индекса

индекса

Без

оценочные
кри-

ключевых

КПИ
или
ПИ

изменений

терии
состоя-

возрастных

ВОЗ

Снижение

ния
полости рта

групп

1
раз
в 5

Дети
и

Кариес
зубов

Определен-

Величины

Увеличение

Используются

лет

подростки

ие
индекса

индекса

Без

оценочные

ключевых

КПУ

изменений

критерии

возрастных

Снижение

состояния

групп

полости
рта

1
раз
в 5

Дети

Осложнение

Стоматолог-

%
или

Увеличение

Не
эффективна

лет

с
12
лет

кариеса
пос-

ическое
об-

интенсив-

Без

Малоэффектив-

тоянных

следование

ность
за-

изменений

на

зубов

болеваний

Снижение

Эффективна

288

Оценка эффективности
программы проводится стоматологической
службой
под контролем главного педиатра по
схеме, представленной на
стр.289. Основными оценочными критериями
программы профи­лактики
является уровень интенсивности кариеса
зубов и болезней па-родонта
у детей и подростков, который взвешивается
против измери­мых задач программы.

Необходимы
также промежуточные оценки хода
программы по уровню
охвата населения, по уровню
санитарно-гигиенических знаний и другое
для своевременной коррекции проводимых
мероприятий.

Экономическая
эффективность программы определяется
РЗО. Ре­альный
экономический эффект этой программы
может быть обоснован планируемым
снижением интенсивности кариеса зубов
у детей и под­ростков
района.

Раздел 5. Организация

Индивидуальный
режим кормления малыша, количество
молока или
питательных смесей устанавливается
педиатром.

Большое
значение для правильного развития
зубочелюстной облас­ти
имеет способ кормления с помощью соски
и бутылочки:

  • соска должна быть упругой, с маленькими
    отверстиями, чтобы
    при переворачивании
    бутылочки молоко вытекало каплями, а
    не стру­
    ей. Чаще меняйте соски, так
    как они теряют эластичные свойства;

  • положение ребенка
    должно быть такое же, как и при
    кормлении
    грудью;

  • время
    кормления 15—20
    минут;

  • бутылочка
    не должна находиться в вертикальном
    положении и
    давить
    на подбородок ребенка;

  • с
    4—5
    месяцев
    два кормления проводят с ложки, кружки,
    а
    три

    с
    помощью соски;

  • после
    9—10
    месяцев
    использование соски постепенно
    исключают;

  • с появлением
    зубов ребенку дают жесткую пищу для
    полноцен­
    ного
    формирования зубочелюстной системы.

Вредно длительное пользование любыми
сосками!

Общее
руководство программой осуществляет
районный отдел здра­воохранения
Исполнительного комитета Совета народных
депутатов.

В программе
участвуют: РОНО, СЭС, Дом санитарного
просвеще­ния, женские консультации,
детские поликлиники, детская
стоматоло­гическая
поликлиника, стоматологические
поликлиники, дошкольные детские
учреждения, школы. На схеме (рисунок 1)
показано
взаимо­действие
указанных учреждений, а ниже перечислены
основные адми­нистративные,
организационные и медико-социальные
мероприятия, проводимые
в рамках программы.

5.1. Исполком:

  • Утверждение
    программы профилактики для внедрения
    меди­
    цинскими
    и педагогическими учреждениями района.

  • Издание административных документов
    для внедрения программы.

  • Контроль выполнения программы.

5.2. РЗО:

  • Разработка и внедрение программы
    профилактики.

  • Определение обязанностей
    лечебно-профилактических учрежде­
    ний,
    участвующих в программе.

  • Назначение ответственных за внедрение
    программы.

  • Издание инструкций и приказов по
    внедрению программы.

  • Обеспечение взаимодействия с РОНО по
    реализации программы.

  • Контроль выполнения программы.

5.3. РОНО:

  • Обеспечение
    взаимодействия с РЗО по внедрению
    программы
    профилактики
    в школах и дошкольных учреждениях.

  • Определение
    обязанностей персонала системы
    просвещения для
    реализации
    воспитания здорового образа жизни
    детей.

  • Издание
    инструкций и приказов по внедрению
    программы в
    школах
    и дошкольных детских учреждениях.

  • Контроль
    выполнения программы в школах, дошкольных
    детс­
    ких
    учреждениях.

5.4. Санитарно-эпидемиологическая
станция:

  • Контроль и оказание помощи в обеспечении
    рационального пита­
    ния (нормирование
    сахара и др.) в организованных детских
    коллективах.

  • Контроль и
    оказание помощи в обеспечении правильного
    содер­
    жания
    средств гигиены полости рта и средств
    массовой профилактики
    кариеса
    зубов в организованных детских
    коллективах.

5.5. Дом
санитарного просвещения:

  • Методическое руководство
    санитарно-просветительной
    работой
    медицинского персонала,
    воспитателей и педагогов.

  • Обеспечение
    материалом по санитарно-просветительной
    работе
    (обеспечению
    здорового образа жизни) в рамках
    программы профилактики.

5.6. Женские
консультации:

  • Санитарное
    просвещение беременных женщин по
    вопросам
    профилактики
    стоматологических заболеваний у детей.

  • Взаимодействие
    со стоматологическими поликлиниками
    по воп­
    росу
    100%
    охвата
    и полноценного стоматологического
    обслуживания
    беременных
    женщин.

5.7. Детские
поликлиники:

  • Санитарное
    просвещение родителей и работников
    организован­
    ных
    детских учреждений по вопросам
    профилактики стоматологичес­
    ких
    заболеваний.

  • Координация
    и практическая помощь стоматологической
    службе
    в
    осуществлении программы профилактики
    в детских дошкольных уч­
    реждениях
    и школах.

  • Контроль
    питания в отношении сладких продуктов
    в дошколь­
    ных
    и школьных детских учреждениях.

  • Организация работы стоматолога в
    комнате здорового ребенка.

  • Контроль и содействие ежегодным
    посещениям неорганизован­
    ных
    детей кабинета профилактики.

— Планирование
и обеспечение необходимых средств
профилактики.

  • Обучение
    медицинского персонала и педагогов,
    участвующих в
    программе методам
    санитарного просвещения по вопросам
    профилак­
    тики
    стоматологических заболеваний.

  • Обучение
    воспитателей детских дошкольных
    учреждений мето­
    дам
    эффективной чистки зубов детям.

  • Практическое
    осуществление профессиональных
    профилакти­
    ческих
    мероприятий детям согласно программе.

  • Контроль
    эффективности программы профилактики
    в целом и
    отдельных
    ее компонентов.

Памятка по профилактике кариеса у детей

5.9. Стоматологические
поликлиники:

  • Планирование и
    обеспечение необходимыми средствами
    профи­
    лактики.

  • Координация работы врачей-стоматологов
    женских консультаций.

  • Взаимодействие
    с женскими консультациями по вопросу
    100%
    охвата
    беременных женщин стоматологическим
    обслуживанием.

  • Санация
    полости рта и санитарное просвещение
    беременных
    женщин
    по вопросам профилактики стоматологических
    заболеваний у
    детей.

  • Санитарно-просветительная
    работа среди подростков по вопро­
    сам
    здорового образа жизни и профилактики
    стоматологических забо-

левании.

Исполком

РЗО

СЭС

Стоматологичес-

Детская

кая
поликлиника поликлиника

Детские

Женская

дошкольные

консультация

учреждения

РОНО

Дом
санитарного просвещения

Детская
стоматологи­ческая
поликлиника

Школы

Беременные
Неорганизован- Организованные
Школьники Подростки

женщины
ные дети дош- дети
дошкольного

кольного
возрас- возраста

— Санация
полости рта подростков.

5.10. Дошкольные
детские учреждения:

  • Взаимодействие
    с педиатрической и стоматологической
    служба­
    ми
    по вопросу внедрения профилактики.

  • Практическое обеспечение ежедневной
    чистки зубов детей.

  • Санитарное
    просвещение родителей по вопросам
    профилактики
    стоматологических
    заболеваний у детей.

  • Обеспечение рекомендуемых норм
    рационального питания детей.

5.11. Школы:

  • Проведение
    плановых уроков здоровья, включая
    вопросы про­
    филактики
    стоматологических заболеваний.

  • Обеспечение
    условий для проведения медицинским
    персоналом
    лечебно-профилактических
    мероприятий детям и подросткам
    согласно
    программе
    профилактики.

Рис.
1.
Схема
взаимодействия административных и
лечебно-профилакти­ческих учреждений
в реализации комплексной программы
профилактики стоматологических
заболеваний

Раздел 7. Материальное обеспечение программы Раздел 8. Оценка эффективности программы 111. Приложения Приложение 1. Методические материалы для воспитателей

Москва,
1988
г.

Приложение
1

МЕТОДИЧЕСКИЕ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ
ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ

СОДЕРЖАНИЕ

П-1.
1)
Воспитателю
ясельной группы детей —

Профилактика
стоматологических заболеваний

у
детей дошкольного возраста П-1.
2)
Воспитателю
детского сада —

у
детей дошкольного возраста П-1.
3)
Учителю
школы —

Профилактика
стоматологических заболеваний у
школьников.

ВОСПИТАТЕЛЮ
ЯСЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ П-1.1.

Профилактика
стоматологических заболеваний
у детей дошкольного возраста

Профилактика
болезней зубов включает комплекс
мероприятий, про­водимых
среди детей педиатрической и
стоматологической службами района
совместно с районным отделом народного
образования. Предуп­реждение болезней
зубов и десен, а также зубочелюстных
деформаций у детей
очень тесно связано с выработкой у них
здоровых привычек;

  1. Воспитывать у
    детей культуру питания. Не допускать
    употребле­
    ния
    детьми сладостей (конфеты, сладкое
    печенье) в промежутках меж­
    ду
    основными приемами пищи.

  2. Беседовать
    с родителями о вреде сахара для зубов
    и о необходи­
    мости
    ограничения сладостей в питании детей
    дома. Рекомендовать
    родителям
    не приучать ребенка к конфетам, печенью,
    пирожным и не
    давать эти и другие
    сладости детям с собой в группу.

  3. Отучать
    детей от вредных привычек, таких как
    сосание соски,
    пальцев,
    закусывания щек, губ.

  4. Включать
    в игры и занятия с детьми элементы
    гигиенического
    ухода
    за полостью рта.

  5. Создавать
    необходимые условия и помогать
    стоматологу и дру­
    гому
    медицинскому персоналу в проведении
    плановых профилактичес­
    ких
    мероприятий среди детей.

ВОСПИТАТЕЛЮ
ДЕТСКОГО САДА

Профилактика
стоматологических заболеваний у
детей дошкольного возраста

Профилактика
болезней зубов у детей включает комплекс
меропри­ятий, проводимых педиатрической
и стоматологической службами рай­она
совместно с районным отделом народного
образования. Предуп­реждение болезней
зубов и десен, а также зубочелюстных
деформаций у
детей во многом зависит от воспитания
у них здоровых привычек: чем
раньше ребенок приобретает здоровые
привычки, тем меньше риск
возникновения у него заболеваний.
Поэтому на воспитателе ле­жит
обязанность:

  1. Обучить
    ребенка гигиеническому уходу за полостью
    рта и обес­
    печить,
    чтобы он чистил зубы ежедневно перед
    дневным сном зубной
    щеткой
    и пастой. Необходимо также убедить
    родителей в необходимос­
    ти
    помогать ребенку чистить зубы дома
    перед сном.

  2. Не допускать
    избыточного потребления детьми сахара.
    Не разре­
    шать
    родителям давать ребенку с собой в
    группу конфеты, печенье и
    другие
    сладости.

  3. Систематически
    включить в игры и занятия детей элементы
    гиги­
    ены
    полости рта, сведения о здоровой и
    вредной для зубов пище, а так­
    же
    воспитывать у детей положительное
    отношение к стоматологическим
    профилактическим
    мероприятиям и лечению зубов у
    стоматолога.

  4. Своевременно
    предупреждать и устранять вредные
    привычки у
    детей
    (сосание пальцев и различных предметов,
    закусывание губ, щек).

  5. Оказывать
    содействие и создавать необходимые
    условия стома­
    тологу
    и другому медицинскому персоналу при
    проведении плановых
    профилактических
    мероприятий среди детей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сайт про здоровые зубы
Adblock detector