Методы определения восприимчивости и резистентности зубов н кариесу || Уровни резистентности зубов к кариесу у

Список литературы.

1.
Боровский,
Е.В. Стоматология / Е.В. Боровский с
соавт. — М.; Медицина, 1987.

2.
Васильев,
В.Г. Профилактика стоматологических
заболеваний / В.Г. Васильев, Л.Р.
Колесникова. Учебно-методическое пособие
(1-2 части). — Иркутск, 2001.

3.
Виноградова,
Т.Ф. Стоматология детского возраста /
Т.Ф. Виноградова с соавт. Руководство
для врачей. — М.; Медицина, 1987.

4.
Железный, П.А. Первичная профилактика
стоматологических заболеваний / П.А.
Железный, В.В. Рева. Учебно-методическое
пособие. — Новосибирск, 1996 (электронная
версия).

5.
Кузьмина,
Э.М. Профилактика стоматологических
заболеваний / Э.М. Кузьмина с соавт.
Учебное пособие. — М ., 1997 ,2001 .

6.
Кузьмина,
Э.М. Профилактика стоматологических
заболеваний у беременных женщин и детей
раннего возраста / Э.М. Кузьмина с соавт.
Методические рекомендации. — М. , 1999.

7.
Лукиных,
Л.М. Кариес зубов. / Л.М. Лукиных с соавт.
— Н. Новгород, 1996 .

8.
Пинелис,
Т.П. Методические указания для студентов
2-3 курса по ПСЗ (4-6 сем) / Т.П. Пинелис с
соавт. — Чита, 1997.

9.
Сайфулина,
Х.М. Кариес зубов у детей и подростков
/ Х.М. Сайфулина. -М.; МЕДпресс , 2001 .

10.
Сунцов,
В.Г. Стоматологическая профилактика у
детей. / В.Г. Сунцов с соавт. Руководство
для студентов и врачей. — Н. Новгород.
Издательство НГМА, 2001.

11.
Хоменко, Л.А. Современные средства
экзогенной профилактики стоматологических
заболеваний. / Л.А. Хоменко с соавт.
— Киев, 2001 .

12.
Улитовский, С. Б. Зубные пасты. / С. Б.
Улитовский. — С-Пб: Издательство
«Чело­век», 2001.

Тема:
Экзогенная
лекарственная профилактика препаратами
кальция и фосфатов.Профилактика
кариеса реминерализующими средствами
(задачи, показания к применению, методы
реминерализующей терапии). Основание
методики применения препаратов в виде
аппликаций и полосканий, гелей.

Цель:
Изучить
задачи, показания, методы реминерализующей
терапии. Освоить методику применения
препаратов для реминерализующей терапии.

Занятия
основаны на ФГОС – 3 ВПО, изучение
данной учебной дисциплины направлено
на формирование у обучающихся
общекультурных (ОК) и профессиональных
(ПК) компетенций.

1
Железный, П.А. Первичная профилактика
стоматологических заболеваний / П.А.
Железный, В.В. Рева. Учебно-методическое
пособие. — Новосибирск, 1996 (электронная
версия).

2.
Кузьмина,
Э.М. Профилактика стоматологических
заболеваний / Э.М. Кузьмина с соавт.
Учебное пособие. — М ., 1997 ,2001 .

3.
Курякина,
Н.В. Стоматология профилактическая /
Н.В. Курякина. – М.: Медицинская книга,
Н. Новгород. Издательство НГМА, 2003.

4.
Кухаренко, Ю.В. Первичная профилактика
стоматологических заболеваний у детей.
/ Ю.В. Кухаренко. Учебно-методическое
пособие.- Чита: ИИЦЧГМА, 2007.

5.
Леонтьев, В.К. Профилактика стоматологических
заболеваний / В.К. Леонтьев. Гриф УМО
– Москва, 2006.

6.
Водолацкий, М.П. Профилактика и
эпидемиология стоматологических
заболеваний. / М.П. Водолацкий. Гриф
УМО. — Ставрополь, 2004.

7.
Попруженко, Т. В. Профилактика основных
стоматологических заболеваний / Т. В.
Попруженко. Учебное пособие. — М.:
МЕДпресс — информ», 2009.

Тема:Экзогенная
лекарственная профилактика препаратами
фтора (местная фторпрофилактика).
Профессиональные процедуры. Освоение
методики применения фторлака. Аппликации
фтористым гелем. Полоскания рта
фторсодержащими растворами.

Цель:
Изучить
задачи, показания, методы фторпрофилактики.
Освоить профессиональные
процедуры фторпрофилактики.
Освоить методики применения фторлака,
аппликации фтористыми гелем и пенкой,
полоскание рта фторсодержащими
растворами.

9.
Сайфулина,
Х.М. Кариес зубов у детей и подростков
/ Х.М. Сайфулина. — М.; МЕДпресс , 2001 .

Тема:
Эндогенная
профилактика кариеса препаратами фтора.
Показания, противопоказания. Назначение
кальция и фтора в таблетках и каплях.
Использование фторидов в программах
массовой профилактики кариеса зубов.
Фторирование питьевой воды, пищевой
соли, молока.

Цель:
Изучить
задачи, показания, методы эндогенной
лекарственной профилактики кариеса
зубов. Освоить преимущества эндогенной
лекарственной профилактики кариеса
препаратами фтора.

Конкретные цели.

Знать

Уметь

1.Методы
реминерализующей терапии.

1.Применять
реминерализующие препараты.

2.
Показания к применению реминерализующей
терапии.

2.
Применять препараты в виде аппликаций
и полосканий.

3.
Дозы препаратов для реминерализующей
терапии.

3.
Выписывать рецепты для препаратов,
применяемых для реминерализующей
терапии.

Знать

Уметь

1.
Принципы устранения кариесогенных
факторов.

1.
Устранять кариесогенные факторы.

2.
Принципы эндогенной безлекарственной
профилактики кариеса

2.
0ценивать эффективность эндогенной
безлекарственной профилактики
кариеса зубов

3.
Средства эндогенной безлекарственной
профилактики кариеса.

3.
Назначать средства для эндогенной
профилактики кариеса.

Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний.

1.
Анатомо-физиологические
особенности строения молочных и
постоянных зубов у детей.

Методы определения восприимчивости и резистентности зубов н кариесу || Уровни резистентности зубов к кариесу у

2.
Факторы,
влияющие на минерализацию твердых
тканей.

3.
Сроки
минерализации твердых тканей молочных
и постоянных зубов.

4.
Назначение
зубных паст и их виды.

5.
Методы
чистки зубов.

1.Анатомо-физиологические
особенности строения молочных
и
постоянных зубов у детей.

2.
Применение реминерализующей терапии.

3.
Применение фторпрофилактики.

4.
Роль питания в развитии кариесогенной
ситуации.

5.
Принципы устранения кариесогенных
факторов, касающихся вопросов питания.

1.
Структура
эмали зубов, химический состав.

2.
Проницаемость эмали, минерализация,
реминерализующая терапия.

3.
Кальций
и фосфор: химические и физические
свойства.

4.
Фтор:
химические и физические свойства.

5.
Применение фтора в таблетках и каплях.

6.
Показания и противопоказания для
применения фторидов.

Тестовые задания для оценки исходного уровня знаний.

А)
1 раз
в месяц

Б)
1 раз
в две недели

В)
1 раз в неделю

Г)
1 раз
в день

Д)
3 раза вдень

А)
таблетки,
жидкость для принятия внутрь

Б)
раствор
дня полоскания, таблетки

В)
жидкость
для принятия внутрь, таблетки

Г)
раствор
для аппликаций, жидкость для принятия
внутрь

Д)
гель

А)
высушить
зубы воздухом или ватным тампоном

Б)
обработать
жевательные поверхности зубов Н2О2

В)
изолировать
зубы от слюны

Г)
удалить
с поверхности зуба пелликулу

Д)
нанести
фтористый лак кисточкой на фиссуры

А)
1,2 -1,6

Б)
2-3

В)
0,1 -0,2

Г)
3-4

Д)
5-6

Ответы:
1 – г; 2 – а; 3 – в, г, б, а, д; 4 – а.

А)
опасность флюороза

Б)
недостаточно высокая эффективность

В)
высокая стоимость

Г)
все вышеперечисленное

А)
замедление реминерализации

Б)
ускорение гликолиза

В)
повышение резистентности эмали

А)
фторирование пищевой соли

Б)
фторирование воды

В)
использование фторсодержащих таблеток

Г)
неизвестно

А)
1 -2

Б)
1,2 -1,6

В)
0,1-0,3

Г)
0,3-0,5

Ответы:
1 – а, 2 – в, 3 – б, 4 – г.

План проведения занятия.

Место
проведения занятия: терапевтический
кабинет и кабинет
гигиены.

Продолжительность:
3
часа.

Оснащение
занятия: стом.
оборудование и инструментарий, набор
медикаментов и пломбировочных материалов,
муляжи, диапроектор,
экран, ситуационные задачи, контрольные
вопросы, тестовые
задания.

Схема
ориентировочной основы действия.

Реминерализация
эмали бывает как естественной, так и
искусственной. Искусственной
реминерализацией пользуются при
необходимости восстановления равновесия
между де – и реминерализацией, улучшения
созревания эмали. Для искусственной
реминерализации используют препараты,
содержащие ионы, необходимые для
восстановления и укрепления состава
эмали.


ускорение сроков созревания эмали,


восстановление динамического равновесия
между процессами ре – и деминерализации,


повышение резистентности твёрдых тканей
зуба.


суб – и декомпенсированная форма
кариеса,


начальный кариес временных и постоянных
зубов,


поверхностный кариес временных зубов,


гипоплазия эмали,


гиперестезия твердых тканей зуба,


ортодонтическое лечение,


низкий уровень созревания эмали
(показатели ТЭР – теста превышают 30%),


зоны риска в несформированных зубах
(фиссуры, пришеечная область, ямки,
углубления),


низкий минерализующий потенциал слюны
(показатель КОСРЭ – теста превышает
трое суток),


проведение профессиональной гигиены
полости рта.

Эндогенная
безлекарственная профилактика кариеса
зубов подразумевает введение в организм
пищи, богатой белками, аминокислотами,
макро – и микроэлементами, витаминами.
Рекомендации по диете, кальций и
фторсодержащим продуктам питания
позволяют регулировать процесс
прорезывания зубов и созревания эмали
зуба.


питание как фактор формирования
резистентных органов и тканей полости
рта к воздействию неблагоприятных
факторов;


рационализация питания как путь снижения
кариесогенного действия легкоусвояемых
углеводов;


питание как фактор повышения самоочищения
полости рта.

Биологическая
ценность пищевых белков зависит в
основном от содержания и соотношения
незаменимых аминокислот. Самую высокую
биологическую ценность имеют белки
животного происхождения (говядина и
треска – особенно). Биологическая
ценность белков зависит также от
доступности отдельных аминокислот.

Для
минерализации белков эмали, вырабатываемых
амелобластами, необходимо поступление
фтора, кальция и фосфатов, которые
участвуют в кристаллообразовании
гидроксиапатитов и более прочных
фторапатитов. При этом фториды, выступают
в качестве активаторов кристаллообразования,
образуя первичные очаги минерализации,
способствуют упорядоченному и более
плотному расположению кристаллов
апатитов в слоях эмали. Увеличивают
размеры кристаллов.

Фтор
в продуктах питания присутствует в
ионизированной форме. Он быстро
всасывается в кишечнике и распределяется
во внеклеточной жидкости аналогично
хлоридам. Большое количество фтора
содержит рыба (особенно треска), зелень
петрушки, чай, грецкие орехи, печень
говядины, какао порошок. Достаточно
высок уровень фтора в баранине, телятине,
овсяной крупе.

Основные
источники кальция – молоко и молочные
продукты. Существенный вклад в
обеспеченность организма кальцием
вносят зернобобовые (фасоль, горох,
бобы). Кальций всасывается в тонком
кишечнике, этот процесс зависит от
обеспеченности организма витамином
D.
Всасыванию кальция способствуют белки
пищи, лимонная кислота и лактоза.

К
факторам, затрудняющим всасывание
кальция и способным в известных условиях
нарушить его утилизацию, относится
избыточное содержание в пище фитиновой
кислоты (ею богаты злаки – рожь, пшеница,
овес), щавелевой кислоты, фосфатов и
жиров, которые могут связывать кальций
в нерастворимые соединения, плохо
всасывающиеся в кишечнике. Оптимальным
для всасывания является соотношение
кальция и фосфора 1:1.

Наиболее
богаты фосфором молочные продукты.
Соотношение кальция и фосфора в молоке
и молочных продуктах наиболее близко
к оптимальному (1:1 и 2:1 соответственно).
В мясе, рыбе содержания фосфора также
весьма высоко. Богаты фосфором зерно –
бобовые, содержание кальция в которых
к тому же значительно выше, чем в мясных
продуктах. Фосфор из растительных
продуктов всасывается хуже, чем из
животных.

Нарушение
белкового обмена, недостаточность
аминокислот, особенно аргинина и лизина,
недостаток фтора, нарушение обмена
кальция и фосфора играют определенную
роль в развитии патологии эмали, дентина
и цемента. Предрасполагающим моментом
к формированию неполноценных структур
зуба являются гиповитаминозы.

Одним
из основных дефектов питания следует
назвать потребление избыточного
количества легкоусвояемых углеводов.
Необходимо приучать детей с раннего
возраста к ограничению в рационе питания
кондитерских изделий. Значительно
полезнее заменить их продуктами
растительного происхождения, например,
фруктами, ягодами, овощами.


сладкое блюдо не принимать последним;


принимаемые в конце еды продукты должны
хорошо очищать зубы (твердые овощи и
фрукты, сыр). При несоблюдении этого
требования нужно искусственно очищать
зубы после приема сладкого.

Продукты
оказывают различное действие на рН
зубного налета. Кондитерские изделия
из – за большого содержания углеводов
являются кислотообразующими продуктами.
Картофель и молочные продукты обладают
ощелачивающим действием и нейтрализуют
избыточную кислотность. Овощи и фрукты,
в связи с содержанием в них минеральных
веществ, тоже являются ощелачивающими
продуктами.

Сыры
(особенно чеддер) препятствуют снижению
водородного показателя (рН) ниже
критического уровня. Более того,
исследования показали, что съеденный
после еды кусочек сыра нейтрализует
кислоту, вырабатываемую съедобными
ранее углеводами.

Второй
, не мало важный, дефект питания
современного человека- дефицит
жевательной нагрузки.

Мотивационная характеристика.

К
основным способам повышения резистентности
относится фторирование. Методы воспаления
фтора часто называют способами повышения
структурной резистентности эмали. В
гидроксиапатите – основной минеральной
структуре эмали – одна из гидроксильных
групп замещается фтором и образует
фторапатит, более твердый и менее
растворимый, чем гидроксиапатит. Таким
образом, достигается повышение
устойчивости эмали к действию различных
агентов.

Фтор
может вводиться непосредственно в
твёрдые ткани зуба в виде полосканий,
нанесения фторлака, применения
фторсодержащих гелей и дисков.

Существенное
влияние на формирование организма и, в
частности, зубов оказывает характер
питания, грубые нарушения нормативов
которого в антенатальном периоде и в
детстве являются одной из причин низкой
резистентности. Принято считать, что
человек должен получать с пищей в течение
суток 1 – 2 г/ кг массы тела белков ( в том
числе 50 – 60 % животного происхождения,
1 – 2 г/кг- жиров ( в том числе не менее
30% растительных), 4 – 6 г/ кг- углеводов (
в том числе не более 30% рафинированных
сахаров), 1 – 2 г/кг кальция и 0,02 – 0,05 мг/
кг фтора.

Для
определения уровня поступления фторидов
нужно иметь сведения о содержании
фторидов во всех его потенциальных
источниках и об уровне потребления
каждого источника человеком.

После
принятия принципиального решения о
целесообразности организации системной
профилактики кариеса главное проблемой
становится выбор адекватного носителя
добавок фторида. Идеальный носитель
должен быть выбор адекватного носителя
добавок фторида. Идеальный носитель
должен быть доступным потребителю и
обеспечивать гарантированное ежедневное
поступление строго рассчитанных доз
фторида.

В качестве носителя добавок
фторидов более или менее успешно
применяют питьевую воду, капли и таблетки,
поваренную соль и молоко. Важным условием
безопасности является выбор только
одного носителя: при сочетании нескольких
носителей расчет и контроль дозировок
фторида усложняется и становится
практически невозможным, что приводит
к развитию ятрогенного флюороза.

Методика применения фтор-лака

Полоскание.Ребенок
набирает в рот 0,05-0,2% раствор и
тщательно в течение 2-3 мин полощет рот.
По окончании стакан ополаскивает
питьевой водой и, не заглатывая
слюну, ополаскивает рот чистой водой

Ротовая
ванночка.Ребенок
набирает в рот 5-10 мл раствора и удерживает
его по рту до появления желания проглотить
(рефлекс глотания), сплевывает, полощет
рот чистой водой.

Аппликация.Покрытие
зубных рядов марлевыми салфетками
или ватными валиками, смоченными в
растворе 0,05-0,2% фторида натрия. Для
аппликаций целесообразно пользоваться
специальными индивидуальными ложками
(каппы).

Перед
нанесением фтор-лака поверхность зубов
протирают ватным тампоном (тщательное
высушивание ). Затем тонким слоем
(кисточкой, палочкой, ватным шариком и
т.д.) лак наносят на зубы. В течение 5 мин
после нанесения фторлака больной не
должен закрывать рот. Чтобы избежать
преждевременного удаления пленки,
рекомендуется в течение 12-24 часов
принимать только жидкую пищу и не чистить
зубы.

После
процедуры пациенту необходимо дать
рекомендации: два часа не есть, в течение
суток употреблять только жидкую, не
горячую и мягкую пищу, не чистить зубы
вечером — в день процедуры.

Тестовые
задания для оценки уровня усвоения.

а)
кальций/фосфат/содержащий гель

б)
зубная паста

в)
фторсодержащий раствор

г)
витафтор

д)
2% раствор фторида натрия

а)
глубокого кариеса

б)
флюороза

в)
среднего кариеса

г)
поверхностного кариеса

д)
меловидных изменений эмали

а)
электрофорез раствора глюконата кальция

б)
назначение внутрь препаратов кальция
и фосфора

в)
электрофорез 10 % раствором глюконата
кальция с последующей аппликацией
фторида натрия

г)
аппликации 2% раствором ремодента

д)
покрытие зубов фторлаком

Ответы:
1 – в; 2 – д, 3- в.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сайт про здоровые зубы
Adblock detector